1 Палитра традиционной японской музыки Пт Мар 02, 2012 5:25 pm
Hao Zh
Admin
Веками музыкальные инструменты воспевали дух Японии и волновали души японцев.
История японских духовых инструментов насчитывает более 1000 лет, а вот один из струнных инструментов появился только в XVIII веке. Все они внесли свой вклад в создание палитры японской музыки, развитие которой шло рука об руку с развитием традиционных исполнительских искусств.
Автор Камисанго Юко (почётный профессор Токийского национального университета изящных искусств и музыки)
Фото любезно предоставлены: (1) Токийским национальным университетом изящных искусств и музыки (2) Библиотекой Хага (3) “Симонака Мемориал Фаундейшн”
Сямисэн и плектр
Трёх струн касаются большим плектром. Инструмент используется в Кабуки, бунраку и других видах исполнительского искусства. Длина: около 100 см.
(Фото Сугавара Тиёси)
Если вы недостаточно хорошо знаете традиционную японскую музыку, вам может показаться, что все произведения звучат примерно одинаково. Это особенно справедливо в тех случаях, когда исполнители, одетые в традиционные одежды, играют на таких инструментах как сямисэн и сякухати.
Однако на самом деле, эксперты насчитывают от 50 до 80 различных жанров традиционной японской музыки.
Есть лишь несколько чисто инструментальных жанров, подавляющее большинство — это песни с инструментальным сопровождением. У всей вокальной музыки только одна мелодическая линия, даже когда поёт не один исполнитель, а несколько. Большинство песен исполняется под аккомпанемент инструмента только одного типа.
Традиционную японскую музыку классифицируют по способу декламации, по типу инструмента, а также тембру (тональной окраске) голоса и музыкального инструмента. Например, и декламация бунраку гидаю-буси, и песни Кабуки токивадзу-буси, и лирические песни нагаута — все они исполняются под аккомпанемент сямисэн, но мы относим их к различным жанрам в зависимости от тембра голоса или инструмента.
Даже учитывая это, различия между жанрами по тембру очень незначительны. Это справедливо и в отношении вокала, и в отношении музыкальных инструментов. Во многих случаях только специалист может определить, какой же жанр исполняется сейчас. Тем не менее, музыканты считают эти тонкие различия очень важными и следят за тем, чтобы тембры не смешивались и не сливались друг с другом. Это одна из причин столь детальной классификации жанров. Особое внимание к незначительным отличиям в тембре ярко отражено в форме инструментов и в стиле исполнения.
Традиционные японские музыкальные инструменты, как и инструменты других стран, можно условно разбить на три большие группы: ударные, духовые и струнные.
Один из малых ударных инструментов — барабан коцудзуми. На большинстве японских барабанов играют двумя палочками, но по коцудзуми ударяют пальцами. Чтобы точно выдержать правильный тембр, барабанщики чутко прислушиваются к издаваемому звуку и регулируют натяжение тесёмок, которыми кожа прикреплена к бочкообразному корпусу барабана. Иногда им даже приходится дуть на кожу, чтобы её влажность оставалась на уровне, нужном для сохранения специфического тембра.
Один из духовых инструментов — бамбуковая флейта сино-буэ. Аккомпанируя певцу в пьесе Кабуки, флейтист выберет одну из 12 сино-буэ, которая и обеспечит нужный регистр (музыкальный диапазон). На местных праздниках по этой же причине используют 2-3 сино-буэ. Этих примеров достаточно, чтобы понять, как сильно музыканты стараются добиться тембра, которого требует музыка.
Самый известный из всех традиционных японских инструментов — сямисэн. Этот струнный инструмент подходит для многих видов традиционных представлений, потому что имеет широкий тембральный диапазон.
Считается, что предшественником сямисэн был китайский сангэн, который попал в Японию через острова Рюкю (современную Окинаву). Корпус сямисэн представляет собой деревянный каркас, туго обтянутый шкурой. Трёх струн, которые тянутся от корпуса к верхушке шейки, касаются большим плектром. Сначала, когда сямисэн только-только появился в Японии, струны перебирали маленьким медиатором на указательном пальце, но музыканты бива изменили этот приём. Их инструмент, своего рода лютня с короткой шейкой, появился в Японии раньше сямисэн, на нём играют при помощи плектра. Играя на сямисэн, музыканты бива стали пользоваться плектром, что расширило тембральные возможности инструмента.
Если ударить плектром по струнам сямисэн сверху, он заденет не только струны, но и шкуру. Призвук от этого очень напоминает звук от удара по барабану. С другой стороны, если плектр дотрагивается до струн снизу, он не задевает шкуру, и звук получается более нежный. Есть и другой приём: перебирая струны пальцами левой руки, получают ещё более изящный тембр. Возможность придавать самую разнообразную тембральную окраску — отличительная черта сямисэн.
Тембр сямисэн можно варьировать, изменяя струны, шейку и плектр — их размеры, толщину и вес или материал, из которого они сделаны. Есть чуть ли не два десятка видов сямисэн, которые отличаются высотой тона и тембром. Музыканты подбирают тот, который наиболее соответствует их жанру музыки. У всех сямисэн одна и та же длина, но струны, шейка и плектр сильно отличаются, так что регистр одного инструмента может отличаться от регистра другого почти на октаву. Тембр и диапазон звучания западных струнных инструментов в основном определяется их размером, как, например, при использовании альта вместо скрипки.
Иногда сямисэн используется для аккомпанемента к громкому повествованию декламатора. Но для гейши, поющей песню о любви, нужны струны более нежного тембра.
Для аккомпанемента в Кабуки и для коротких баллад коута требуется свой тембр, и в связи с этим сямисэн был несколько видоизменён. Некоторые другие традиционные инструменты также были немного модифицированы, чтобы добиться нужного тембра, а во время представления музыканты с этой же целью перенастраивают свои инструменты.
Как мы видим, японская традиционная музыка довольно разнообразна. Разнообразие в основном достигается за счет использования различных приёмов для создания широкого тембрального диапазона — “цвета” японской музыки.
Сякухати
Бамбуковая флейта, в которую дуют с торца. Не имеет язычка. Под её аккомпанемент исполняют народные песни и другую традиционную музыку; используется также при исполнении современной музыки. Длина: около 55 см.
Тайко
Кожа животного прибита к бочкообразному корпусу барабана. Барабаны используются в народных представлениях по всей Японии. Размеры бывают разные — некоторые можно держать в руках, а некоторые будут повыше барабанщиков.
Сансин и наперсный медиатор
Струнный инструмент, который почти всегда используется при исполнении народной музыки на Окинаве. Считается прототипом сямисэн. Корпус обтянут змеиной кожей, к струнам прикасаются медиатором, надетым на указательный палец. Длина: около 80 см.
Тидзин
Барабан, который почти всегда используется в народных представлениях на Окинаве. Его звучание можно изменять, регулируя натяжение шнура, которым прошита кожа. Диаметр: около 23 см.
Сё
Связка из 17 узких бамбуковых трубок (две из них чисто декоративные). Вид флейты. Имеет язычки, может брать разнообразные аккорды из максимум шести различных нот. Используется в основном в придворной музыке гагаку.
Длина: около 50 см.
Кагура-буэ, рютэки и кома-буэ
Три флейты, которые используются в гагаку. Звук выдувают сбоку. Сделаны из бамбука. Снаружи и изнутри покрыты лаком.
Длина: около 45 см (кагура-буэ), 40 см (рютэки) и 36 см (кома-буэ).
(Фото Омори Хироюки)
Хора-гай
Для изготовления такого духового инструмента у раковины моллюска отрезают узкий кончик. Как правило, к инструменту прикрепляется мундштук. Используется прежде всего в религиозных церемониях. Размеры бывают от 20 до 50 см.
Да-дайко
Большой барабан, используемый в гагаку. Декоративное украшение изображает языки пламени.
Диаметр: около 210 см.
Хитирики
Флейта со сдвоенным язычком, которая используется в гагаку. Мелодию выдувают с торца. Сделана из бамбука. Снаружи и изнутри лакирована.
Длина: около 18 см.
Тярумэра
Деревянная флейта со сдвоенным язычком, которая своим тембром помогает при необходимости создавать китайскую атмосферу в пьесах Кабуки.
Длина: около 30 см.
Коцудзуми
Два куска шкуры соединены верёвками, образуя бочкообразный корпус барабана. Барабан держат левой рукой спереди на правом плече, а удары по нему наносят пальцами правой руки. Во время представления верёвки стягивают, регулируя натяжение перепонки и, таким образом, изменяют высоту и громкость звука. Используется в Но, Кабуки и других видах традиционного исполнительского искусства.
Диаметр: около 20 см.
Бива
Четырёх струн касаются большим плектром (справа вверху). Используется для аккомпанемента кото и другим инструментам, в религиозных церемониях и при исполнении современной музыки.
Длина: около 95 см.
Гэккин
Четырёхструнный инструмент, завезённый в XVIII веке из Китая. Звук извлекается медиатором (справа вверху). Используется при исполнении народных песен и других видов традиционной музыки, а также с такими инструментами как кото.
Длина: около 70 см
Кото
Музыкант становится на колени чуть правее центра, спиной к фотокамере. 13 струн касаются медиаторами (вверху) на большом, указательном и среднем пальцах правой руки. Несколько кото могут образовывать ансамбль. Используется и в современной музыке. Длина: около 180 см.
Муккури
Традиционный инструмент народа айну с острова Хоккайдо. Звук извлекают, щипая струны, прикреплённые к тонкой бамбуковой доске. Ртом усиливают резонанс.
Биндзасара
Деревянные палочки связаны верёвками. Руки разводят примерно на ширину плеч и кладут на рукоятки. Когда руки сводят вместе, деревяшки бьются друг о друга, издавая характерный звук. Используется в традиционной народной музыке.
Интернет-версия журнала Ниппония.
История японских духовых инструментов насчитывает более 1000 лет, а вот один из струнных инструментов появился только в XVIII веке. Все они внесли свой вклад в создание палитры японской музыки, развитие которой шло рука об руку с развитием традиционных исполнительских искусств.
Автор Камисанго Юко (почётный профессор Токийского национального университета изящных искусств и музыки)
Фото любезно предоставлены: (1) Токийским национальным университетом изящных искусств и музыки (2) Библиотекой Хага (3) “Симонака Мемориал Фаундейшн”
Сямисэн и плектр
Трёх струн касаются большим плектром. Инструмент используется в Кабуки, бунраку и других видах исполнительского искусства. Длина: около 100 см.
(Фото Сугавара Тиёси)
Если вы недостаточно хорошо знаете традиционную японскую музыку, вам может показаться, что все произведения звучат примерно одинаково. Это особенно справедливо в тех случаях, когда исполнители, одетые в традиционные одежды, играют на таких инструментах как сямисэн и сякухати.
Однако на самом деле, эксперты насчитывают от 50 до 80 различных жанров традиционной японской музыки.
Есть лишь несколько чисто инструментальных жанров, подавляющее большинство — это песни с инструментальным сопровождением. У всей вокальной музыки только одна мелодическая линия, даже когда поёт не один исполнитель, а несколько. Большинство песен исполняется под аккомпанемент инструмента только одного типа.
Традиционную японскую музыку классифицируют по способу декламации, по типу инструмента, а также тембру (тональной окраске) голоса и музыкального инструмента. Например, и декламация бунраку гидаю-буси, и песни Кабуки токивадзу-буси, и лирические песни нагаута — все они исполняются под аккомпанемент сямисэн, но мы относим их к различным жанрам в зависимости от тембра голоса или инструмента.
Даже учитывая это, различия между жанрами по тембру очень незначительны. Это справедливо и в отношении вокала, и в отношении музыкальных инструментов. Во многих случаях только специалист может определить, какой же жанр исполняется сейчас. Тем не менее, музыканты считают эти тонкие различия очень важными и следят за тем, чтобы тембры не смешивались и не сливались друг с другом. Это одна из причин столь детальной классификации жанров. Особое внимание к незначительным отличиям в тембре ярко отражено в форме инструментов и в стиле исполнения.
Традиционные японские музыкальные инструменты, как и инструменты других стран, можно условно разбить на три большие группы: ударные, духовые и струнные.
Один из малых ударных инструментов — барабан коцудзуми. На большинстве японских барабанов играют двумя палочками, но по коцудзуми ударяют пальцами. Чтобы точно выдержать правильный тембр, барабанщики чутко прислушиваются к издаваемому звуку и регулируют натяжение тесёмок, которыми кожа прикреплена к бочкообразному корпусу барабана. Иногда им даже приходится дуть на кожу, чтобы её влажность оставалась на уровне, нужном для сохранения специфического тембра.
Один из духовых инструментов — бамбуковая флейта сино-буэ. Аккомпанируя певцу в пьесе Кабуки, флейтист выберет одну из 12 сино-буэ, которая и обеспечит нужный регистр (музыкальный диапазон). На местных праздниках по этой же причине используют 2-3 сино-буэ. Этих примеров достаточно, чтобы понять, как сильно музыканты стараются добиться тембра, которого требует музыка.
Самый известный из всех традиционных японских инструментов — сямисэн. Этот струнный инструмент подходит для многих видов традиционных представлений, потому что имеет широкий тембральный диапазон.
Считается, что предшественником сямисэн был китайский сангэн, который попал в Японию через острова Рюкю (современную Окинаву). Корпус сямисэн представляет собой деревянный каркас, туго обтянутый шкурой. Трёх струн, которые тянутся от корпуса к верхушке шейки, касаются большим плектром. Сначала, когда сямисэн только-только появился в Японии, струны перебирали маленьким медиатором на указательном пальце, но музыканты бива изменили этот приём. Их инструмент, своего рода лютня с короткой шейкой, появился в Японии раньше сямисэн, на нём играют при помощи плектра. Играя на сямисэн, музыканты бива стали пользоваться плектром, что расширило тембральные возможности инструмента.
Если ударить плектром по струнам сямисэн сверху, он заденет не только струны, но и шкуру. Призвук от этого очень напоминает звук от удара по барабану. С другой стороны, если плектр дотрагивается до струн снизу, он не задевает шкуру, и звук получается более нежный. Есть и другой приём: перебирая струны пальцами левой руки, получают ещё более изящный тембр. Возможность придавать самую разнообразную тембральную окраску — отличительная черта сямисэн.
Тембр сямисэн можно варьировать, изменяя струны, шейку и плектр — их размеры, толщину и вес или материал, из которого они сделаны. Есть чуть ли не два десятка видов сямисэн, которые отличаются высотой тона и тембром. Музыканты подбирают тот, который наиболее соответствует их жанру музыки. У всех сямисэн одна и та же длина, но струны, шейка и плектр сильно отличаются, так что регистр одного инструмента может отличаться от регистра другого почти на октаву. Тембр и диапазон звучания западных струнных инструментов в основном определяется их размером, как, например, при использовании альта вместо скрипки.
Иногда сямисэн используется для аккомпанемента к громкому повествованию декламатора. Но для гейши, поющей песню о любви, нужны струны более нежного тембра.
Для аккомпанемента в Кабуки и для коротких баллад коута требуется свой тембр, и в связи с этим сямисэн был несколько видоизменён. Некоторые другие традиционные инструменты также были немного модифицированы, чтобы добиться нужного тембра, а во время представления музыканты с этой же целью перенастраивают свои инструменты.
Как мы видим, японская традиционная музыка довольно разнообразна. Разнообразие в основном достигается за счет использования различных приёмов для создания широкого тембрального диапазона — “цвета” японской музыки.
Сякухати
Бамбуковая флейта, в которую дуют с торца. Не имеет язычка. Под её аккомпанемент исполняют народные песни и другую традиционную музыку; используется также при исполнении современной музыки. Длина: около 55 см.
Тайко
Кожа животного прибита к бочкообразному корпусу барабана. Барабаны используются в народных представлениях по всей Японии. Размеры бывают разные — некоторые можно держать в руках, а некоторые будут повыше барабанщиков.
Сансин и наперсный медиатор
Струнный инструмент, который почти всегда используется при исполнении народной музыки на Окинаве. Считается прототипом сямисэн. Корпус обтянут змеиной кожей, к струнам прикасаются медиатором, надетым на указательный палец. Длина: около 80 см.
Тидзин
Барабан, который почти всегда используется в народных представлениях на Окинаве. Его звучание можно изменять, регулируя натяжение шнура, которым прошита кожа. Диаметр: около 23 см.
Сё
Связка из 17 узких бамбуковых трубок (две из них чисто декоративные). Вид флейты. Имеет язычки, может брать разнообразные аккорды из максимум шести различных нот. Используется в основном в придворной музыке гагаку.
Длина: около 50 см.
Кагура-буэ, рютэки и кома-буэ
Три флейты, которые используются в гагаку. Звук выдувают сбоку. Сделаны из бамбука. Снаружи и изнутри покрыты лаком.
Длина: около 45 см (кагура-буэ), 40 см (рютэки) и 36 см (кома-буэ).
(Фото Омори Хироюки)
Хора-гай
Для изготовления такого духового инструмента у раковины моллюска отрезают узкий кончик. Как правило, к инструменту прикрепляется мундштук. Используется прежде всего в религиозных церемониях. Размеры бывают от 20 до 50 см.
Да-дайко
Большой барабан, используемый в гагаку. Декоративное украшение изображает языки пламени.
Диаметр: около 210 см.
Хитирики
Флейта со сдвоенным язычком, которая используется в гагаку. Мелодию выдувают с торца. Сделана из бамбука. Снаружи и изнутри лакирована.
Длина: около 18 см.
Тярумэра
Деревянная флейта со сдвоенным язычком, которая своим тембром помогает при необходимости создавать китайскую атмосферу в пьесах Кабуки.
Длина: около 30 см.
Коцудзуми
Два куска шкуры соединены верёвками, образуя бочкообразный корпус барабана. Барабан держат левой рукой спереди на правом плече, а удары по нему наносят пальцами правой руки. Во время представления верёвки стягивают, регулируя натяжение перепонки и, таким образом, изменяют высоту и громкость звука. Используется в Но, Кабуки и других видах традиционного исполнительского искусства.
Диаметр: около 20 см.
Бива
Четырёх струн касаются большим плектром (справа вверху). Используется для аккомпанемента кото и другим инструментам, в религиозных церемониях и при исполнении современной музыки.
Длина: около 95 см.
Гэккин
Четырёхструнный инструмент, завезённый в XVIII веке из Китая. Звук извлекается медиатором (справа вверху). Используется при исполнении народных песен и других видов традиционной музыки, а также с такими инструментами как кото.
Длина: около 70 см
Кото
Музыкант становится на колени чуть правее центра, спиной к фотокамере. 13 струн касаются медиаторами (вверху) на большом, указательном и среднем пальцах правой руки. Несколько кото могут образовывать ансамбль. Используется и в современной музыке. Длина: около 180 см.
Муккури
Традиционный инструмент народа айну с острова Хоккайдо. Звук извлекают, щипая струны, прикреплённые к тонкой бамбуковой доске. Ртом усиливают резонанс.
Биндзасара
Деревянные палочки связаны верёвками. Руки разводят примерно на ширину плеч и кладут на рукоятки. Когда руки сводят вместе, деревяшки бьются друг о друга, издавая характерный звук. Используется в традиционной народной музыке.
Интернет-версия журнала Ниппония.